06
Чт, авг

Фотошкола

Фотошкола

Весь жизненный путь человека состоит из понятий "учителя" и "ученики"; учителя - это кто знает и умеет, ученики - те, кто хочет знать и уметь как учитель, но только ещё лучше. Знание и умение приобретается только в процессе деланья, физического, умственного и душевного и требует точности, внимания чуткого и терпения бесконечного. В каком-то смысле этот процесс напоминает Ахиллеса, догоняющего черепаху. В жизни каждый из нас где-то учитель, а в чём-то ученик, и процесс этот непрерывен и неограничен, как поток занятий и взаимоотношений человеческих и составляет ткань жизни, атмосферное пространство бытия. Невозможно сравняться с учителем, не признав в себе ученика,- только это признание открывает возможность впитывать знания и умение, духовно становиться богаче и постигать до того неведомые величины Мира. Учителем становится и жизнь, события, встречи, чувства и переживания, терпеливый труд в достижении цели. 14 августа 2013 года.

Давай наставления только тому, кто ищет знаний, обнаружив своё невежество. Оказывай помощь только тому, кто не умеет внятно высказать свои заветные думы. Обучай только того, кто способен, узнав про один угол квадрата, представить себе остальные три.

Тот, кто учится не размышляя, впадет в заблуждение. Тот, кто размышляет, не желая учиться, окажется в затруднении.
Конфуций

Надо много учиться, чтобы осознать, что знаешь мало.
Мишель де Монтень

Знания, полученные из книг или своих учителей, сравнимы с путешествием в повозке. …Но повозка служит тебе до тех пор, пока ты движешься по большой проторенной дороге. Как только она кончается, ты вынужден покинуть её и идти дальше пешком.
Веды

Кто хочет научиться летать, тот должен сперва научиться стоять, и ходить, и бегать, и лазить, и танцевать: нельзя сразу научиться полету!
Фридрих Ницше

Нельзя изобразить мысль, но можно изображением ее вызвать.
Александр Лапин

Удел фотографа – исчезающие вещи, ведь когда они исчезнут навсегда, только фотография расскажет, какими они были.
Анри Картье-Брессон

Фотография – это …

«Фотография – это то, чем становятся
живопись, композиция, пластический ритм, геометрия,
размещенных в считанных долях секунды.»
А. Картье-Брессон

«Искусству угрожали два чудовища:
художник, который не является мастером, и мастер,
который не является художником.»
А. Франс

Что такое фотография - наука, искусство, ремесло? На этот вопрос нельзя ответить однозначно. Можно только с уверенностью сказать, что это фундамент любого визуального воспроизведения. Кино, фото, видео, цифровые камеры - это всего лишь инструменты для записи информации, отличающиеся способом или форматом фиксирования изображения для последующего воспроизведения. Принцип формирования изображения у всех одинаков, но ошибки, допущенные при съемке, лучше всего видны на фотографии, которую можно рассматривать очень долго и которые несложно исправить на компьютере, а в кино или видео они могут промелькнуть незаметно.

Фотография как наука - это физика, химия, а с приходом цифровой формы записи еще и математика.

Фотография как ремесло кроме фотосъемки на документы имеет огромный ряд применений, который дает фотографу пищу для ума и живота.

Фотография как искусство - это огромный творческий потенциал, почти не имеющий ограничений.

«Глаз художника часто останавливается на том в чём обыкновенные люди не видят ничего примечательного; случайное солнечное пятно, или тень, пересекающая дорогу, старый дуб, или покрытый мхом камень способны пробудить целую цепь мыслей, чувств или образных представлений.»
Уильям Генри Фокс Тальбот

«Искусство – это не столько проблема фактов, сколько впечатлений.»
Генри Пич Робинсон, фотограф-пикториалист

Для благополучной реализации своих идей нужно лишь понимание природы образования и формирования фотографического изображения и умения видеть. Видеть - значит не только смотреть, но и чувствовать и где-то предвидеть, уметь различить свет и тень, передний план отличать от заднего и еще множество факторов, воздействующих на воспроизведение увиденного вами. Теоретических знаний здесь не хватит, нужна еще практика и анализ произведенной работы, только так вы добьетесь стабильности, а как известно, стабильность - признак мастерства. Кроме того, необходимо знание технических средств,

используемых в процессе отображения происходящего. Человек, разбирающийся в устройстве фотоаппарата, может пользоваться им с большей эффективностью, чем человек, умеющий только нажимать кнопку. Особенное значение это имеет при фотосъемке в нестандартных условиях. Чрезмерное же увлечение продуктами технического прогресса вряд ли позволит вам делать снимки с привкусом жизни. Легкость или сложность фотографирования не могут служить мерилами ценности ваших фотографий, а резкость и зернистость - определением их качества.

Использование фотокамеры и умелое обращение с ней дает возможность более широкого использования своего творческого потенциала, но помните, что фотоаппарат - это всего лишь инструмент, имеющий определенные ограничения, ваши же фантазии безграничны, главное не что снимать, а как. Из всего выше сказанного должно быть понятно, что фотография - это одна из художественных технологий, которую может использовать любой человек, так или иначе связанный с творчеством. Самой распространенной ошибкой для начинающих фотографов является бессистемное приобретение знаний и опыта, в результате - частые неудачи и профессиональная неряшливость.

Постепенно, шаг за шагом систематизируйте ваши знания. Заведите себе блокнот и карандаш. При первых шагах любая фотосъемка, независимо от жанра, условий съемки, используемых материалов и оборудования, требует определенной организации процесса, который начинается с его описания. В большинстве случаев сложность представляют не решения задач, поставленных перед вами, а вопросы для решения этих задач. Необходимо четко сформулировать вопросы, на которые требуется ответить:

ЧТО - объект или сюжет с каким-то действием. ГДЕ - фон, антураж, место действия. КОГДА - утро, вечер, зима, лето и т.п. КАК - цвет или ч/б, резко, размыто, графично, живописно, спецэффекты, спец-приёмы и т.п. Кроме того, неплохо упомянуть об используемой аппаратуре, материалах и иметь эскизную разработку своей идеи. Описание можете делать в произвольной форме, чем подробней вы составите описание, тем легче вам будет анализировать полученный результат. В случае лености своей запишите хотя бы экспозиционные параметры, иногда случайно полученный результат оказывает огромное влияние на вашу дальнейшую творческую деятельность.

Что же такое фотография?.. спрашивал я 16-летних школьников на занятиях по общей фотографии; в итоге получился весьма ёмкий и лаконичный список тезисов и размышлений, часть которых привожу ниже.

фотография это:

  • запечатление света
  • изображение мира, которое ограничено рамкой
  • замершее время
  • миг переживания
  • текст, написанный изображением
  • способ видеть мир и людей
  • мечта человечества, которая воплотилась
  • след за человеком
  • отображение мгновений мира
  • своеобразный язык
  • момент, который удалось поймать
  • общение фотографа со зрителем
  • произведение, которое радует глаз
  • отдельный мир
  • образ жизни
  • память
  • мысль без слов
  • осмысленная композиция
  • открытие
  • что-то вроде конструкции, в которой есть свои законы
  • где ничего лишнего
  • остановленное время во взаимосвязях людей и предметов
  • то, что развивает виденье мира
  • способ пережить момент заново
  • как зеркало; и этим зеркалом является автор, фотограф
  • то, у чего есть настроение
  • внимание на предметы мира
  • то, что отражает сущность человека
  • визуальное воплощение духа эпохи
  • форма искусства
  • отношение автора к миру
  • то, что несёт красоту, эмоции, характер, смысл
  • картина

«Фотография - это отражение состояния души на пленке, запечатление чувств и атмосферы. Атмосфера, наверное, самое главное, что должно нести в себе фотография. Падающие лучи солнца, тени, каждая деталь должна создавать, оставлять в человеке, видящим это, какое-то чувство, он должен "побывать" в этой фотографии. .»
Маша Сливаева

«Для меня фотография – это, во-первых, способ запечатлеть своё восприятие окружающего мира. Потому что в обычной жизни нас каждый день окружают всего лишь линии, пятна и только в фотографии они могут стать чем-то большим (частью композиции, пересечением света и тени, преобразоваться в графический рисунок). Интересно, смотря на фотографию, размышлять, почему фотограф обратил внимание именно на эти предметы мира – это тоже помогает увидеть мир глазами другого человека. Фотография может не только передать видение одного человека другим, но и для самого фотографа помочь понять новое отношение к окружающему миру.»
Матильда Мокина

«Фотография – это крошечный кусочек реальности, который удалось впихнуть в 2-х мерную реальность. Думаю, оживить фотографию помогает лишь наше воображение.
Мне всегда нравилось стоять по ту темную сторону фотоаппарата, скрываясь в маленьком глазке и наблюдая за всеми. Но мне не нравится фотографировать без настроения. Все эти дурацкие безвкусные семейные фото для альбома. Это скучно и неинтересно смотреть. Наверное, поэтому у нас нет такого альбома. Бабушка иногда заставляет всех пойти и сфотографироваться для памяти, но это же скучно! Просто все становятся с искусственными улыбками в дурацком порядке и фотографируются. Всё, не буду об этом писать.
Вообще-то я не часто фотографирую потому, что каждый удачный кадр я холю и лелею. И с каждым удачным кадром поднимается настроение. Ну, как и у всех.
А ещё мне не нравятся люди, которые запрещают их фотографировать. Не просто запрещают, а запрещают с раздражением, с агрессией. Но это слишком сильное слово. Наверное, они боятся увидеть себя такими, какие они есть.»
Сорокопуд Василиса

«Фотография это: пойманное мгновенье, выражающее коммуникацию объектов (человек-человек, человек-природа, человек – его внутренний мир и т.д.). Фотография должна быть гармонична, т.е. красива. Значит, строится она по законам. Надо соблюдать грань между очень «правильными» изображениями», построенными по всем законам, и хаосом и не структурированностью мира. Должно быть то, за что зацепляется взгляд, и делает ее интересной. Фотография должна быть «живой» но в ней должен быть порядок.»
Евгения Соболева

«Для меня фотография является средством выражения внутреннего и внешнего мира вокруг нас, а фотограф – настоящим творцом и философом. Через фотографию, ее автор общается с миром и познает его, наблюдает за ним и принимает непосредственное участие в его истории, прежде всего запечатляя его, тем самым выражая свое видение событий, эпох, культуры. Но самое главное, фотография – прекрасный способ выражать все, что внутри тебя через мир вокруг, рассказывать людям о том, что с тобой происходит и о своем мире.» Андрей Федоров

«С появлением фотографии человек научился воспроизводить воспоминания физически.»
Фёдор Ламшин
«Настоящие фотоработы заставляют думать ровно столько же, сколько настоящая книга.»
Татьяна Горина

Общаясь с людьми, часто слышу такой вопрос; "Почему фотографии старых мастеров лучше, чем у множества современных фотографов?" Думаю, одна из причин этого явления то, что старые мастера сначала были художниками, а уж потом фотографами. Создавали они свои фотографии, основываясь на законах рисунка и живописи, знании основ композиции и цветоведения.

Фотограф-художник или художник-фотограф - это своеобразный образ мысли и жизни, в своем воображении он рисует картину и потом реализует свою идею посредством фотографирования.

В художественной фотографии главных определений два: ассоциативно-образное и эмоциональное, которые и содержат в себе идею снимка. Первое определение должно воздействовать на воображение зрителя и, вызывая у него какие-то ассоциации, рисовать образы, связанные с этими ассоциациями. Второе - влияет на эмоции, вызывая у наблюдателя непроизвольную реакцию. Как вывод из психологических наблюдений могу сказать: хорошую фотографию человек рассматривает, если фотография похуже, он рассматривает, как она сделана, на третьей категории фотографий человек начинает думать, что он ничего не понимает в фотографии.

«Я с большим подозрением отношусь к изображениям, которые нельзя расшифровать без костылей слов.»
Вилли Ронис

Фотография, по сути, - музыкально-поэтическая фраза, в которой композиционно-ритмически сопряжены лишь необходимые смысловые, эмоциональные элементы. В неё невозможно ничего добавить, из неё невозможно ничего вычесть. В обобщении – это способ визуального мышления – знаками, образами, ритмами, поэзия их сочетаний, отформованная фотографом в пропорциях кадра.

Кроме того, фотография – это отображение самого фотографа во времени, мгновенный «слепок» всех пластов, скопленных в человеке, на всех его уровнях вплоть до настоящего момента времени, момента, в который был сделан снимок.

Фотографирование – это сочетание:

а) точного следования известным правилам и навыкам
б) творческих решений в выборе сюжета и идеи вашего фотоснимка.

«Фотография – это то, чем становится живопись, композиция, пластический ритм, геометрия, размещенные в считанных долях секунды», - писал Анри Картье-Брессон.

Фотография – это некое высказывание, смысл которого должен быть «прочитан» зрителем, способ найти выразительность в одном остановленном мгновении. Фотография – это многоуровневое высказывание, некий слоёный пирог, вкус которого есть гармоничная совокупность его слоёв. Фотография должна быть «вкусной».

«Образность в фотографии – это нервная ткань в сюжетном построении, - просто грамотная, профессионально точная фиксация жизненного материала не даёт импульса ни для ума, ни для сердца.»
Вильгельм Михайловский

Меры условности между изображаемым с его изображением определяет пространство для творчества и искусства.

В любом сочетании объектов реальности глаз стремится отыскать организацию, какой-либо порядок, закономерность.

Включая в кадр определенные объекты и отвергая другие, определяя отношение между выбранными объектами, фотограф строит композицию, которая выражала бы нужный ему смысл.

Композиция – воплощение замысла посредством компоновки элементов части реального пространства, это построение произведения, соотношение отдельных частей (компонентов), образующее единое целое. Картина или фотография, если речь идёт о восприятии согласованности и цельности изображения или красоте отношений, то есть о композиции, - это случай обобщенного восприятия, когда мы полностью забываем о названиях изображаемых предметов и видим в них только геометрические фигуры, линии и тональные массы.

Живописное или фотографическое изображение, полностью лишенное какой-либо организации, можно сравнить с произвольным набором слов без пунктуации и грамматики. Если даже отдельные слова в нём случайно связаны, в целом никакого определённого содержания такой набор не имеет.

Элементарная композиция: необходимое кадрирование, выделение главного, расстановка акцентов – всё это совершенно необходимо, чтобы снимок ваш стал понятным другим людям, чтобы они «прочитали» то, что вы хотите им сообщить. Композиция в полном объёме со всей своей необыкновенной сложностью необходима творческому фотографу. Иногда она становится для него главным и единственным средством выражения своих идей.

От художника-фотографа требуется тщательная избирательность, личностное "видение", позволяющее отфильтровывать достойное внимания от внешнего, случайного, неполного. Так же, как художник постоянно, ежедневно делает эскизы, фотохудожник тренирует свой глаз, своё фотовидение мира. Ежедневная работа позволяет отшлифовать технику исполнения и выработать устойчивые принципы морально-этического и эстетического отношения к возможным объектам фотоискусства. Он должен быть психологом, обладать глубоким знанием жизни, последовательно работая над темой. Исследование определённой темы превращает фотографию в способ художественного познания и оценки снимаемого явления. В лице фотографа должен быть объединён и синтезирован человек техники и эстетики, человек, любящий точность, чёткость, и человек, подхватываемый порывом вдохновения, человек чувства и созерцания, умеющий видеть образность и гармонию.

Именно эстетическое отношение фотографа к снимаемому факту определяет конечный результат и эффект снимка. Здесь фотограф тоже имеет дело с фактами действительности, однако, их подача осуществляется принципиально в авторском видении, они окрашиваются личной оценкой автора. Эстетика не даёт художнику рецепта, - она лишь даёт ориентиры поиска.

«В реальном мире мы порой, смотря на облако, видим, как оно вдруг превращается в слона, а темная лужа на асфальте – в человеческий профиль. Глядя на абстрактную картину или фотографию, мы невольно стремимся отыскать в них предметы и объекты, которые нам уже знакомы, т.е. хранятся в нашей зрительной памяти. Но в то же время опавшие листья, растрескавшаяся земля, волны – все это превращается в нашем сознании в абстрактные декоративные узоры.»
Светлана Пожарская

«Образность в фотографии – это нервная ткань в сюжетном построении, – просто грамотная, профессионально точная фиксация жизненного материала не даёт импульса ни для ума, ни для сердца.»
Вильгельм Михайловский

«Создавать – всё равно что пробиваться сквозь невидимую железную стену, отделяющую всё то, что ты чувствуешь, от того, что ты способен передать.»
Винсент Ван Гог

Специфику фотографии как вида искусства составляет документальность, достоверность изображения, возможность увековечить мгновение. Фотография даёт образ, сочетающий в себе художественную выразительность с достоверностью и в застывшем изображении воплощающий существенный момент действительности.

октябрь 2016 года

уровни фотоизображения: - информационный - пластический - художественный - образный

советы от мастеров фотографии

Все манипуляции с камерой, диафрагмой, выдержкой и т.п. должны осуществляться на уровне рефлекса, как переключение скоростей в автомобиле. Стадию овладения техническими навыками необходимо пройти на практике, сведя рассуждения к минимуму. Даже если всего лишь печатаешь миленькие домашние фотоснимки.

Вы сможете узнать очень многое о свете, если будете периодически приходить в одно и то же место и анализировать, как различное время суток наряду с различными временами года и погодными условиями влияют на снимки этого же пейзажа.

Всегда рассматривайте то, что вас окружает, в поисках мелких деталей – часто за одним открытием следует множество других. Вместо того чтобы смотреть на съёмку деталей как на менее интересную альтернативу съёмке общих видов, попробуйте снимать детали намеренно. Учитесь смотреть на предмет как на цвет, ритм, фактуру и форму, а не как на предмет сам по себе.

Настоящий фотограф не придумывает композицию, он находит её в реальности, где сама жизнь дарит нам совершенно неожиданные и неповторимые картины. Так что главная работа фотографа – не сидеть за компьютером, а ходить с камерой среди людей, смотреть и находить смысл в происходящем. И, наконец, увидеть и запечатлеть то, чего не смогли заметить другие.

Учитесь видеть формы независимо от их реального назначения. Такое восприятие, такое видение называется обобщенным. Реальные предметы необходимо научиться воспринимать как геометрические фигуры и цветовые пятна, независимо от того, как они называются и для чего они служат, т.е. овладеть беспредметным видением.

Как написал однажды Эдвард Вестон (Edward Weston): «Вспоминать правила композиции перед съёмкой всё равно, что думать о законе гравитации, выходя на прогулку.» Легко говорить, уже обладая умением видеть, но учебники всё же полезны для начинающих. Практикуйтесь, критически сравнивая те фотографии, в которых композиция «работает», с теми, в которых этого не происходит.

Очень непросто определить, что такое «стиль», зато он прекрасно распознается, когда смотришь на фотографии. Каждое изображение обладает набором характеристик – тема, настроение (юмористическое, драматическое, романтическое и т.д.), интерпретация выбранной темы (информационная или абстрактная), использование цвета и тона, композиции…и даже формата фотоснимков. Техника тоже важна, начиная от выбора объектива и заканчивая способом подачи отпечатка.

Необходимо взглянуть на свой снимок глазами постороннего человека, зрителя, забыв о своих переживаниях. Для этого нужно время и ящик. Положите свой любимый снимок в этот самый ящик лет на пять и заприте его на замок. А через пять лет откройте и воспринимайте его как чужой. Если он покажется вам слабым и банальным – значит, ящик помог. Прошло время, вы выросли появились другие снимки, более зрелые и глубокие. Если за эти пять лет кто-то сможет сделать точно такой же, тем более спасибо ящику, вам не будет стыдно. Ну, а если снимок по-прежнему волнует, его наконец-то можно показать другим. И опять же – спасибо ящику!

Не нужно путать композицию и компоновку. Это все равно, что искать общее в стихотворении и юридическом документе. Правила компоновки существуют для начинающих, без этих правил они просто не будут знать, что делать с изображением в кадре. Где установить камеру, какой выбрать объектив, как заполнить кадр – все это относится к компоновке. Кадр скомпонован и снят, теперь только начинается настоящая работа над композицией.

Кадр должен быть интересным. Старайтесь смотреть на свои фотографиями глазами другого человека и пытайтесь оценить на сколько будет интересен Ваш кадр другим людям. Должна быть какая-то изюминка ... должны быть эмоции ... должен быть сюжет или история.

триада фотографии:

- умение видеть
- умение изобразительно мыслить
- умение осмысленно работать с камерой

  • Пояснять свои работы — ограничивать их потенциал.

  • Хотя, камера и не может сказать нам больше чем видят наши глаза, но она показывает, как мало мы замечаем.
    Доротея Ланг

  • Хорошая фотография та, которую невозможно описать словами. Любое искусство стремится стать похожим на музыку, потому что музыка — единственное из искусств, которое действует не через голову, а внутривенно. И фотография тем лучше, чем меньше в ней литературы и больше музыки.
    Сергей Максимишин


 

«Голос красоты звучит тихо: он проникает только в самые чуткие уши.»
Фридрих Ницше


 

Формирование кадра

Фотосъемка – основной процесс получения фотографического изображения.

Ему предшествует возникновение впечатления или замысла у фотографа, а после съёмки следует анализ фотосессии, редактирование и изготовление отпечатка, который становится достоянием зрителя и оценивается им в согласии с законами человеческого восприятия, получивших выражение в правилах и законах композиции, сформировавшихся в течение веков развития изобразительного искусства. Законы и правила композиции есть отражение природы человеческой и являются основой, и, как следствие, инструментом для восприятия и оценки окружающего мира и, в частности, изображений на плоскости; они же лежат в основе формирования кадра. Прежде чем нажать на спусковую кнопку затвора фотоаппарата ("щелкнуть затвором"), необходимо проделать серьезную работу по организации материала на картинной плоскости, по созданию четкой конструкции снимка. Рождение выразительного кадра происходит не в краткое мгновение экспонирования светочувствительного материала, оно начинается задолго до того, как будет произведен спуск затвора фотоаппарата.

«Экспонирование - финал творческого процесса съемки, который найдет свое окончательное завершение при обработке негатива, печатании, отделке отпечатка. До момента экспозиции сделано многое. Главное - возникла идея произведения, задумана тема, найден сюжет. Затем определены точки съемки и характер светового рисунка, материал скомпонован в кадровом окне фотоаппарата. Наконец, подмечен и схвачен тот решающий, может быть, единственный момент (его иногда называют "моментом истины"), в который сюжет раскрывается с необычайной полнотой и точностью. В событии - это его кульминация. В портрете характерное выражение лица, выразительный жест. В спортивном снимке - точно пойманная фаза движения, как бы высеченная из непрерывного действия. В пейзаже - порыв ветра, отклонивший ветку дерева, или солнечный блик, неожиданно упавший на желтые листья осенних кленов. Теперь можно нажать спусковую кнопку затвора. Но, лучше конечно, когда фотограф предвидит это световое чудо, ожидает его, будучи уверенным, что оно свершится!» (Дыко Л.П.)

Фотограф изображает этот мир с его объемами и пространствами на картинной плоскости снимка, имеющей всего два измерения - высоту и ширину. Третья координата, - глубина пространства, впрямую на снимке не передается. Возникает проблема создания иллюзии пространства, объемов, рельефов, фактур.

Пространство, ограниченное прямоугольной рамкой матового стекла или видоискателя фотоаппарата, чаще всего называют кадром.

Кадр (от франц. cadre) буквальном переводе означает "рама", в переносном - "границы", "окружение". Но в разговорной речи нередко применяется понятие "рамка кадра", и тогда под кадром подразумевается плоскость снимка, очерченное рамкой пространство.

Глядя в видоискатель, необходимо в первую очередь определить вертикаль и горизонталь, видимую или умозрительную, к которым прикрепляется движение остальных линий и расположение пятен.

Вертикаль и горизонталь – это некая система отсчета, относительно которой воспринимается движение остальных линий, лежащих в основе композиции. Горизонталь – линия, соединяющая центры зрачков глаз. Горизонталь выражает покой, нечто длящееся.

«Свойства верха и низа, вероятно, связаны с вертикальным положением нашего тела и направлением силы тяжести, а также, возможно, усилены нашим опытом видения земли и неба» (М. Шапиро)

Вертикаль и горизонталь напрямую связаны с равновесием и устойчивостью изображаемого в кадре, подтверждают привычность мироощущения, лежат в основе композиции будущего снимка.

Фотосъемка предполагает последовательность действий:

  1. Выбор объекта (крупность плана).
  2. Оценка (или создание) освещения объекта.
  3. Выбор фокусного расстояния объектива (определяет свойства перспективы).
  4. Выбор точки съемки (и ракурса).
  5. Выбор точки фокуса (резкости) в кадре.
  6. Оценка композиции (с учетом освещения и цвета), первичная компоновка.
  7. Определить необходимую глубину резко изображаемого пространства.
  8. Оценить величину выдержки для достижения необходимой резкости при движении объектов съемки.
  9. Окончательно определить согласованную с замыслом экспозицию съемки.

Фотографирование предполагает композиционный подход, - в этом случае фотографии будут получаться более удачными на взгляд любого зрителя, независимо от того, концептуальные они или репортажные. Глядя в видоискатель нужно оценить, хотя бы приблизительно, взаиморасположение элементов сюжета, размещение в кадре основных линий, пятен, цветовых и тоновых отношений, соответствия по контрасту элементов изображения и т.д., то есть произвести компоновку, положить основу композиции.

Итак, compositio с латыни переводится как «сочинение, соединение, связь», т. е. имеется в виду продуманное построение изображения, нахождение соотношения отдельных его частей компонентов, образующих в конечном итоге единое целое - заверенное и законченное по линейному, световому и тональному строю фотографическое изображение. Композиция в таком широком понимании есть сочетание всех элементов сюжета и рисунка в фотоснимке с учетом смысловых нагрузок на отдельные компоненты кадра-картины.

Композиционный рисунок определяется размещением фигур и предметов на картинной плоскости, характером и направлением происходящего в кадре движения, расположением основных линий и светотональных масс, ритмическими повторами, элементами перспективы и пр. Работа над композицией кадра приводит все эти элементы в определенную гармоническую систему.

В любом случае, построение композиции исходит из выбора формата кадра в согласии с замыслом и определения вертикали и горизонтали (этакая «система координат»), умозрительных или видимых, к которым прикрепляется движение всех линий и расположение элементов композиции, которые являются комбинацией из точки, линии и пятна.

Художник Клее считал, что рождение формы происходит из точки, которая при движении даёт линию. Смещение линии строит плоскость, встреча плоскостей образует тело, т.е. линия есть обобщение точки, пятно – обобщение линии.

Точка, линия, пятно – элементы организации линейной (плоскостной) композиции; из этих трёх величин в разных комбинациях устроены элементы композиции.

Любое изображение и его части состоят из этих элементов. Активность восприятия точки зависит от её «одиночества» или от сочетания нескольких точек и других элементов.

В черно-белой фотографии мы зрительно воспринимаем отношения тонов, составляющих основу изображения и дающие представление о его контрастности, - линия является границей раздела тонов, обычно формообразующей.

Активными композиционными линиями являются: круг, диагональ, S-образная линия, крест, квадрат, треугольник.

В линиях всегда заложено больше движения, чем в пятне, линия – незаконченная форма, комбинация линии лежит в пределах от хаоса и абсурда до ритма и ощущения движения.

Ритм – чередование во времени или пространстве каких-либо сильных и слабых моментов, различных по контрасту, подобных элементов. Ритм, ритмический рисунок изображения – закономерное чередование композиционных элементов, их повторяемость через определенные промежутки, порядок их сочетания. В природе мы постоянно встречаем ритмические повторы и умеем ценить их красоту. Понятие "ритм" принято относить главным образом к линейному рисунку кадра. Но с равным правом в снимке для его ритмического построения можно использовать и чередование световых пятен, бликов, падающих на поверхность теней, повторы участков светлого или темного тонов. Следовательно, понятие ритмичности расширяется, оно может быть отнесено не только к элементам линейного рисунка, но и к светотональной структуре кадра.

Основные активные формы пятна:

Квадрат – устойчивая и зачастую тяжёлая форма, готовая выражать утверждающие образцы.

Треугольник – активная форма, несущая в себе потенциальные возможности движения, может выражать или вызывать агрессивные образы. Может быть устойчивой и неустойчивой, содержит в себе идею начала борьбы противоположностей.

Круг – содержит в себе идею мироздания, земли; форма круга созвучна ассоциативно с понятиями «добро», «жизнь», «счастье».

Форма «амёбы» текучая и выражает неустойчивые по характеру образы (романтичность, меланхолия, пессимизм).

Процесс воздействия линии и пятен на зрителя происходит на ассоциативном и интуитивном уровнях, а также на уровне памяти.

Если рассматривать кадр как одну из возможностей высказывания в пределах темы (наряду с музыкой, танцем, литературой), то оно производится на определённом языке по некоторым правилам, задающих его форму.

Основой изобразительного языка являются элементы композиции:

  1. Форма
  2. Цвет (колорит)
  3. Объём
  4. Фактура
  5. Свет и тень
  6. Перспектива
  7. Ракурс
  8. Формат
  9. План.

Форма – основополагающее средство выражения художественного образа, определяется линией контура, наполнена светом и тенью, цветом.

Пластичность - это создание достоверной иллюзии объема, глубины сцены и весомости изображаемых форм посредством цвета, фактуры, света. Перспектива фотоизображения – такие изменения масштаба, очертаний, четкости предметов, которые создают ощущение глубины пространства, пластичности.

Чистота теней также влияет на пластичность. Нашему зрительному аппарату привычно воспринимать темные участки как углубления, причем любые лишние биения в виде шума или ненужных деталей нас сбивают с толку: мы привыкли видеть в тенях лишь общие плавные очертания форм, без фактур. Таким образом, излишняя детализация в тенях или шум, избыточный локальный контраст нарушают иллюзию глубины.

Тональная перспектива предполагает убывание контрастности, светлоты тона, цветовой насыщенности, резкости по мере удаления вглубь пространства и помогает в решении тонального рисунка кадра.

Линейная перспектива предполагает сходимость к точке параллельных линий, идущих вглубь пространства, уменьшение размера подобных объектов и лежит в основе линейного рисунка, во многом зависит от выбранного направления съемки, от угла, под которым объектив направлен на снимаемый объект, от расстояний до ближних и дальних участков объекта и использованного при съемке объектива и т. д.

Ракурс – необычная перспектива, наблюдаемая при верхних и нижних точках съёмки и их близости к объекту съёмки.

Формат – размер кадра по длинной и короткой стороне (бывает горизонтальный, вертикальный, квадратный, панорама).

Формат задает и определяет способ прочтения изображения.

Горизонтальный формат скорее повествовательный, вертикальный соответствует активному действию. Сильно вытянутый формат читается как текст, последовательно.

Фактура – выражение объёмных свойств поверхности (текстура – выражение плоских свойств поверхности).

Цвет лежит в основе колористического решения снимка.

Понятие "колорит" пришло в фотографию из живописи, где этим термином обозначается общая цветовая организация картины, взаимное соподчинение и связь всех цветов и их оттенков, полутонов и нюансов, возникающих в светах, тенях, полутенях, вблизи и в отдалении. Как и все другие изобразительные средства, колорит используется художником для воплощения в зримые образы идейно-тематического содержания произведения.

Анализируя колористическое решение живописного полотна, говорят о его "золотистом" или "серебристом" колорите, о том, что произведение живописи выдержано в серо-голубых, коричневых или каких-либо других тонах. При этом имеется в виду определенный цветовой тон, доминирующий на картинной плоскости, с которым согласованы все остальные цвета и который как бы связывает их в единое целое.

Подчинение всей цветовой палитры доминирующему тону - не единственный способ достижения стройности колорита, это лишь частный случай, взятый здесь в качестве показательного примера. Чаще единство колорита достигается точностью подбора цветов и их оттенков, выбором цветового тона, светлоты и насыщенности каждого цвета в картине, размещением цветов, их пропорциями, цветотональными переходами и т. п.

В цветной фотографии понятие "колорит" имеет в принципе тот же смысл, что и в живописи, хотя цветового решения снимка фотограф добивается иными, чем художник, средствами.

Колорит цветного фотографического изображения зависит от многих факторов, решающие из которых - цветовая характеристика объекта съемки и условия освещения, эффект освещения, при котором ведется съемка. Разумеется, характеристики негативных и позитивных фотоматериалов, экспозиционный режим и процессы фотохимической обработки негатива и позитива должны обеспечивать правильность цветоперадачи.

Цвет имеет характеристики:

Цветовой тон — качество цвета, в отношении которого этот цвет можно приравнять к одному из спектральных цветов. Ахрома­тические цвета не имеют цветового тона.

Светлота — степень отличия данного цвета от черного, измеря­емая числом порогов.

Относительная яркость — измерение производится путем срав­нения данной выкраски с образцом серой шкалы.

Насыщенность – соотношение основного цвета и такого же по яркости серого.

План — это часть изображенного пространства над полосой горизонтальной плоскости: земли, пола. Планы обычно отделяются каким-либо фронтальным построением в виде отдельных групп людей или кулис (группа деревьев, лесной массив, стена здания и т. д.).Планы подчеркиваются по глубине также отличием их общей тональности, иногда границей изображаемых предметов, цветовым разрывом и т. д, и воспринимаются единым пространством благодаря линиям, их соединяющим.
Однако границы планов не выпячиваются, зрительно не навязываются. Один план постепенно переходит в другой, и они часто далеки от строгой фронтальности. Деление на планы также часто условное и не всегда ясно выражено. Основная задача художника при компоновке планов заключается в создании иллюзии глубины картины, пространства.

По существу с выбора крупности плана начинается формирование кадра-картины, закладываются основы будущего композиционного рисунка снимка.

Общим планом принято называть кадр, снятый с отдаленной точки, охватывающий значительные пространства и показывающий объект съемки в целом, его общий вид. Эта крупность плана часто применяется при съемке пейзажа, архитектурных сооружений. Но эта крупность имеет и свои ограничения: ясно и четко показывая общее, целое, такой снимок не в состоянии передать частности, детали, порой очень важные и интересные.

Средний план предполагает заполнение большей части картинной плоскости фигурами одного человека или нескольких людей. Но в то же время здесь достаточно пространства для того, чтобы можно было ввести в композицию элементы фона, предметы обстановки, в которой фотографируется человек. Все это делает такую крупность плана чрезвычайно распространенной при съемке жанровых сцен, в репортажной съёмке.

Следует заметить, что между планами различной крупности жестких границ нет; общий план переходит в средний через ряд промежуточных крупностей, так же как средний план, постепенно набирая масштаб изображения, движется к крупному.

Дальнейшее приближение точки съемки к объекту, ограничение пространства кадра и укрупнение масштаба изображения приводят к образованию так называемого крупного плана.

Крупный план позволяет детально воспроизвести облик человека, дать его с предельной степенью индивидуализации, показать лицо со всем богатством и многообразием мимики, а через эту внешнюю характеристику раскрыть внутреннюю сущность, психологию, настроение, душевный мир человека. Наконец, еще большее приближение точки съемки к объекту и ограничение рамкой кадра предельно малого изображаемого пространства приводят к тому, что в кадре остается лишь отдельный элемент объекта съемки (деталь) или какая-то часть целого - фрагмент, на которые автор снимка хочет обратить внимание зрителя как на нечто существенно важное.

Такие планы обычно называют сверхкрупными.

И деталь, и фрагмент представляют собой лишь некоторую часть целого, и потому они должны быть выбраны и взяты в кадр таким образом, чтобы у зрителя создавалось правильное представление о целом. Иными словами, эти деталь и фрагмент должны быть характерны, типичны, потому что по этой частности зритель будет судить об общем.

Распространенной ошибкой при выборе крупности плана как в натюрморте, так и в других жанрах фотографии является неоправданное применение слишком удаленных точек съемки и изображение объекта в мелком масштабе. Здесь неизбежны потеря необходимого акцента на сюжетно важном элементе кадра и утрата композиционной формы снимка.

Широко известен и такой принцип организации изобразительного материала, когда водном кадре сочетаются планы различной крупности: например, человек, главный объект изображения, находится вблизи от точки съемки и изображается на снимке средним, а иногда и крупным планом, а за ним мы видим широкий общий план места действия - пейзаж, бытовой интерьер. Такое построение кадра дает дополнительные возможности показать человека во взаимосвязи со средой, с обстановкой, подчеркнуть многоплановость глубины пространства.

Общая композиция кадра во многом зависит от точки зрения на объект, от места установки фотоаппарата, или, как принято говорить, от точки съемки. Именно точка съемки определяет размещение в кадре элементов композиции, их взаимосвязи, проекцию на определенные участки фона.

Приближение точки съемки или удаление от снимаемого объекта дает прежде всего возможность изменить масштаб изображения, который увеличивается с приближением точки съемки к объекту и уменьшается с увеличением расстояния между точками установки фотоаппарата и снимаемым объектом. Таким образом, выбор расстояния, с которого будет вестись съемка, зависит от желаемой крупности изображения, или, как обычно говорят, "крупности плана". При этом решаются важнейшие смысловые и изобразительные задачи.

Высота точки съемки определяет линейную композицию кадра и в немалой степени влияет на эмоциональное восприятие сюжета снимка.

Одна из самых распространенных точек съемки - установка его на уровне глаз человека: именно с такой высоты мы обычно рассматриваем наблюдаемый объект, и потому форма предмета, его объемы, перспективный рисунок, соотношение с фоном здесь привычны для глаза, рождают у человека правильные представления о предмете. Такие точки съемки на уровне глаз человека мы называем нормальными по высоте.

С изменением этой координаты меняется высота горизонта в кадре: при нижней точке съемки линия горизонта опускается, при верхней - поднимается. Положение этой линии на снимке имеет существенное значение для его линейной архитектоники, и место четких горизонтальных линий (как, впрочем, и вертикалей), например, линии горизонта в пейзаже, должно быть точно найдено фотографом, чтобы эти линии стали элементами общей линейной композиции и не приобретали самодовлеющего значения. Композиция может потерять свое единство, если кадр будет рассечен линией горизонта на две самостоятельные части, плохо согласующиеся одна с другой. При съемке с нижней точки изменяется привычное сопоставление предметов переднего и дальнего планов по высоте.

Такое изображение производит особое впечатление: жизненный опыт и законы зрительного восприятия подсказывают ему, что предметы переднего плана высоки, масштабны, значительны, хотя на самом деле они таковыми могут и не быть.

С помощью нижней точки съемки можно освободить кадр от пестрого, загруженного деталями фона и спроецировать фигуры или предметы, составляющие сюжетный центр картины, на спокойный фон неба и тем оттенить и выделить их в кадре. А в некоторых случаях нижняя точка съемки сообщает изображению эмоциональную приподнятость.

При верхней точке съемки фигуры и предметы проецируются на фон земли, а это подсказывает, зрителю, что они, как бы прижатие к земле, потеряли свою высоту, принижены.

Кроме изменения рисунка изображения, геометрии кадра, здесь возникают своеобразные психологические оценки происходящего. Верхние точки способствуют также выразительному, показу широкого пространства и выявлению расположения фигур и предметов в этом пространстве.

Точки съемки верхние или нижние и одновременно близкие к объекту съемки дают особый, перспективный рисунок кадра, необычную перспективу - ракурс.

Что такое ракурс? Термин происходит от франц. raccourci, что в буквальном переводе означает "укороченный", "сокращенный". И действительно, ракурсные снимки отличаются подчеркнутыми перспективными сходами вертикалей, ярко выраженными перспективными сокращениями, укороченных вертикальных линий.

Изменение характера перспективного рисунка изображения при съемке под углом происходит, потому, что здесь начинает сказываться разница расстояний от объектива съемочного аппарата, до верхней и нижней частей снимаемого объекта.

Умело использованный ракурс не "искажает" объект, а поясняет его, выявляя характерные особенности, скрытые от глаза человека ненаблюдательного и в полной мере открывающиеся, художнику. Так, ракурсом можно подчеркнуть высоту здания, грандиозность современного, сооружения, не только передать, но и усилить впечатление, производимое ими на зрителя.

Впрочем, могут появиться и искажения. Однако случается это лишь при неудачном, неумелом, использовании ракурса.

Таким образом, фотопроизведение можно рассматривать как высказывание на изобразительном языке, что предполагает применение правил и закономерностей построения изображения, которые содержатся в своде правил и законов композиции, вобравших в себя многовековой опыт изобразительного творчества.

Основными законами композиции следует назвать такие:

  • закон целостности,
  • закон контрастов,
  • закон новизны,
  • закон подчиненности всех средств композиции идейному замыслу.

ЗАКОН ЦЕЛОСТНОСТИ КОМПОЗИЦИИ - основной закон, на основании которого формулируется понятие «композиция».
Композиция фотоснимка выражает определенную идею. Из фотоснимка с целостной и совершенной композицией невозможно изъять или добавить какие-то элементы без ущерба для замысла. Иными словами, любая замена, изъятие объектов, перемещение или добавление их приведет к изменению замысла, к нарушению совершенной композиции фотографии.
Простейшей проверкой целостности композиции фотографии является следующий прием: прикрыть один из изображенных предметов. Если после этого происходит изменение в передаче идеи или зрительного ощущения, то композиция совершенна; если же при закрытом предмете или части снимка этих изменений не происходит, или снимок становится даже лаконичнее, выразительнее, значит, первоначальная композиция несовершенна. Закон целостности композиции не позволяет ввести лишние элементы в кадр и добавить недостающие выразительные детали.

ЗАКОН КОНТРАСТОВ - является частным случаем философского закона единства и борьбы противоположностей и широко используется фотографами и операторами.

Фотография часто получается удачной, если строится на контрасте, например:
• световой (светлое - темное);
• цветовой (красное - синее);
• психологический (веселый - грустный);
• физического состояния (покоя и движения);
• положения в пространстве (вертикальное - горизонтальное);
• части и целого;
• фона и предмета (гладкая, без рисунка тарелка сфотографирована на фоне клетчатой скатерти, или расписанная цветами ваза - на фоне одноцветной скатерти).

Также это может быть контраст линий, форм, характеров, состояний, идей и т.д.

«Контраст» - резкая граница, противоположность сторон, явления, резко отличающиеся по своим свойствам и качествам. Кроме основных, всеобщих, законов композиции в изобразительном искусстве, в отдельных видах и жанрах действуют частные законы композиции, отражающие существенные признаки и специфику построения произведений определенных видов и жанров.

ЗАКОН НОВИЗНЫ. Новый образ в новой композиции всегда – поэтому новизна действует в композиции как закон. Проявляется в «эстетическом открытии мира». Новизна имеет отношение и к темам, и к художественным средствам, и к композиционным решениям.

ЗАКОН ПОДЧИНЕННОСТИ ВСЕХ СРЕДСТВ КОМПОЗИЦИИ ИДЕЙНОМУ ЗАМЫСЛУ обязывает художника создавать цельное по восприятию выразительное, идейно содержательное и высокохудожественное произведение. Он требует учета соотношения объемов, цвета, света, тона и формы, а также передачи ритма и пластики движения или состояния покоя, симметрии или асимметрии, отношения размеров всех фигур к размеру картины, сюжетного центра к другим частям композиции. Всё это решается в соответствии с идейным замыслом. Среди частных законов можно назвать закон жизненности, закон воздействия «рамы» на композицию изображения на плоскости. Последний упомянутый закон утверждает, что предмет, изображенный на однородном поле близко к «раме», в результате привычки у зрителя к ощущению глубины картины (антиципации), вызванной наличием «рамы», воспринимается лежащим близко к плоскости «рамы» или даже частично слитым с ней; предмет, расположенный не близко к «раме», и особенно в центральной зоне картины, воспринимается лежащим в глубине. Поэтому при оформлении фотографию сперва располагают однотонном паспарту, которое вставляется в раму. Рама отделяет произведение от внешнего пространства, паспарту отделяет фотографию от рамы. В основе композиции всегда лежит зрительный центр, с которого начинается восприятие всего произведения. В большинстве случаев он совпадает со смысловым центром или сопряжен с ним средствами линейной композиции и размещен ближе к центру кадра, акцентирован светом, цветом, резкостью или контрастом.

В ряде случаев главный объект изображения размещается именно на сходе линий, и это также - один из приемов создания изобразительного акцента на сюжетном центре композиции. Обычно композиционный рисунок кадра берет свое начало от его смыслового центра, необходимо оценить как общую ситуацию, так и смысловую и композиционную значимость каждого элемента сюжета. В жанрово-репортажной съёмке только профессиональные навыки, опыт, острота и своеобразие творческого мышления фотографа позволяют ему буквально мгновенно найти правильное решение - обозначить в кадре его смысловой центр, сделав его центром зрительным. Часто серьезным недостатком снимка становится одинаково четкое изображение всего материала, попавшего в поле зрения объектива. Кадр начинает пестреть множеством мельчайших подробностей, рисунок снимка делается запутанным, перегруженным деталями; нет какой-либо фигуры или предмета, привлекающих к себе особое внимание, т. е. нет ударения, акцента, поставленного на главном, ключевом элементе сюжета.

Залог композиционной стройности снимка - четко сформированный смысловой центр кадра, который должен стать также изобразительным его центром.

Центральное размещение в кадре главного объекта изображения - один из нередко используемых, простейших способов достижения устойчивого равновесия рисунка. Однако использование этого приема требует известной тактичности, так как простое размещение главного объекта изображения точно в геометрическом центре кадра часто приводит к образованию крайне примитивного линейного рисунка, когда, например, снимаемый человек стоит или сидит в центре снимка, развернут фронтально на аппарат, а взгляд его направлен прямо в объектив. При этом нередко справа, слева, вверху и внизу от фигуры фотограф оставляет совершенно одинаковое свободное пространство.

Заметим, что уравновешенная центральная композиция крайне устойчива, иначе говоря, статична, и это ограничивает ее применение при съемке сюжетов, связанных с движением. Быстро движущийся объект, зафиксированный в центре кадра, теряет свою динамику, движение тормозится.

Для получения уравновешенной композиции используется другой способ достижения результата: применение в ряде случаев, часто в архитектурной съемке, так называемых симметричных композиций, т. е. рисунков изображения, в которых правая и левая части картины тождественны, а материал, представленный в этих частях, одинаков и качественно, и количественно.

Симметрия обусловливает самую строгую уравновешенность частей фотоснимка и возникает чаще всего при использовании центральной точки съемки, когда оптическая ось объектива, направленного на предмет изображения, совпадает с центральной осью объекта.

Неуравновешенные композиции, как правило, применяются при съемках динамичных сюжетов.

В процессе фотосъёмки положение зрительного центра определяется в видоискателе выбором формата кадра, крупности плана, точки съёмки и видом композиции: уравновешенная или неуравновешенная, симметричная или асимметричная, устойчивая и статичная или динамичная, фронтальная или диагональная.

«При съемке объекта с центральной точки образуется так называемая фронтальная композиция.

При фронтальной композиции отсутствуют линии, направленные к боковым точкам схода. И если центральная точка съемки к тому же нормальна по высоте, то в ряде случаев на изображении теряется глубина пространства, не выявляется в достаточной мере и объемная форма. Фронтальная композиция устойчива, спокойна, изображение нейтрально по отношению к материалу композиции. Обычно при фронтальной композиции кадра возникает некоторая общая статичность изображения, появляются монументальность, спокойствие и строгость в трактовке темы. Поэтому такой прием редко применяется при съемке динамичных сюжетов. Фронтальная композиция часто используется при съемках городского пейзажа или отдельных архитектурных сооружений и ансамблей, рассчитанных их автором на рассмотрение именно с центральной точки.

Фронтальная композиция органично возникает при съемке объекта с симметрично расположенными частями.

При постепенном смещении точки съемки вправо или влево от ее центрального положения становится видимой вторая сторона снимаемых фигур и предметов, в кадре выступают грани, линии, очерчивающие объемные формы. Это, естественно, усиливает эффект объемности, пространственности изображения, и весь композиционный рисунок кадра становится глубинным, пространственным, а не плоскостным, как это случается при фронтальной композиции.

Весь композиционный рисунок снимка приобретает направленность, так как активная линейная структура кадра и четкие линии, уходящие от переднего плана в глубину, ведут за собой взгляд зрителя.

В ряде случаев главный объект изображения размещается именно на сходе линий, и это также - один из приемов создания изобразительного акцента на сюжетном центре композиции.

Дальнейшее смещение точки съемки в сторону от ее центрального положения приводит к образованию так называемой диагональной композиции кадра.

Диагональная композиция, как правило, приобретает сугубо подчеркнутую направленность; главные линии, образующие композиционный рисунок кадра, наклонны, неустойчивы и динамичны. Уже вследствие этого подобные композиции применяются при съемке сюжетов, наполненных движением, где особенно важен эффект динамичности.

Разнообразные композиции, занимающие как бы промежуточное положение между центральной и диагональной композициями, наиболее распространены в практике фотографии. Боковые точки съемки, обусловливающие этот композиционный рисунок, обеспечивают передачу объемов и пространств, создание эффекта движения, активный линейный рисунок кадра и выразительную линейную структуру снимка». (Л. П. ДЫКО, ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ ВФОТОГРАФИИ)

По форме композиция может быть открытая или замкнутая. В открытой композиции зритель может предположить развитие сюжета и темы в пространстве за пределами кадра. В случае законченной, улаженной композиции, которую принято называть "замкнутой", главные композиционные линии как бы замыкаются в самой картинной плоскости, не выходя за ее пределы. Такая композиция используется, например, в павильонном портрете, в жанре натюрморта, в пейзажных снимках. Среди объективно существующих законов зрительного восприятия картинной плоскости один из важнейших - закон равновесия масс, опирающийся на естественное для человека чувство равновесия, в данном случае - на эстетическое чувство гармонии рисунка, откуда и рождаются требование и, необходимость организовать элементы рисунка в определенную композиционную конструкцию картины. Под "зрительным равновесием" разумеется правильно найденное фотографом соотношение правой и левой частей кадра, его верха и низа, что дает ощущение гармонии рисунка, устойчивости, композиционной стройности картины. Такой изобразительный, результат достигается в том случае, когда изображаемый материал размещается в рамке видоискателя, и на снимке так, что ни одна из частей фотографической картины не кажется перегруженной и гармонично сочетается с другими ее частями.

Наши глаза привыкли читать слева направо, поэтому и сни­мок мы непроизвольно разглядываем так же. Вот почему смысловой центр лучше располагать в правой части кадра, пос­кольку взгляд и объект съемки в этом случае как бы движутся навстречу друг другу. Также надо иметь в виду, что элементы светового рисунка столь же "весомы", как и материальные предметы, и вполне способны и заполнить кадровое пространство, и удержать в равновесии всю композиционную систему. Взгляд обыкновенно движется по линиям и «цепляется» за яркие и контрастные элементы в изображении; направление взгляда в портрете – тоже линия, участвующая в композиционном построении. Линия горизонта обычно не делит кадр строго пополам, а бывает либо ниже, - по линии «золотого сечения» (если, к примеру, небо очень выразительное), либо выше, если в изображении местности много интересных подробностей.

Перед движущимися предметами, а также в том направ­лении, куда обращен взгляд человека, следует оставлять сво­бодное пространство.

Вышеизложенное получило своё отражение в правилах композиции, помогающих правильно ориентироваться при построении изображения, достигая выразительного и гармоничного композиционного решения.

Правила, которые надо знать, но можно нарушать.

(Правила композиции, помогающие достичь в снимках большей выразительности)

1. Правило «контраста»

Более светлый предмет или объект съемки следует распо­лагать на темном фоне и, наоборот, темный предмет — на светлом.

2. Правило «размещения»

Сюжетно-важные элементы изображения размещаются внутри кадра не хаотично, а образуя простые геометрические фигуры.

3. Правило «одной трети», или «золотого сечения» Наиболее важный элемент изображения располагается на расстоянии примерно 1/3 по высоте или ширине кадра от его границы. Кадр делиться на 3 одинаковые части по вертикали и по горизонтали, в результате чего получается сетка, которая хорошо видна на снимке. Каждый предмет, расположенный в тех местах, где пересекаются линии, соответствует оптимальному зрительному восприятию.

4. Правило «равновесия»

Элементы изображения, расположенные в разных частях кадра, соответствуют друг другу по объему, размеру, тону. В цветном изображении симметрия возникает не по равенству величины или массы пятна. Например, маленький элемент изображения на одной части кадра, окрашенный в красный цвет, может уравновесить большие массы на другой части кадра. В вопросах равновесия кадра учитывается равновесие смысловое или психологическое.

5. Правило «формата»

Преобладание в кадре вертикальных или горизонтальных линий требует и соответствующего формата.

6. Правило «точки съемки»

Точка съемки влияет на эмоциональное восприятие снимка; наиболее спокойное состояние достигается съемкой с уровня глаз. Верхняя или нижняя точки съемки вносят в кадр элемент напряженности. Линия горизонта, если она присут­ствует в кадре, не должна проходить через центр снимка, иначе он окажется разделенным пополам, и глазу придется выбрать, на какой половине остановиться и сосредоточиться.

7. Правило «диагонали»

Правило диагонали гласит: важные объекты общей картины должны быть скомпонованы вдоль диагональных линий. Стоит отметить, что диагональная композиция, которая направляется от нижнего левого угла к верхнему правому углу, делает снимок спокойнее, когда противоположное построение дает кадру динамику.

8. Правило «свободного пространства»

Перед движущими предметами и объектами, а также в том направлении, куда обращен взгляд человека, следует оставлять свободное пространство, чтобы траектория движения была понятно и была динамика.

9. Правило «чтения» изображения

Смысловой центр лучше располагать в правой части прямоугольного кадра, поскольку взгляд и главный объект съемки в этом случае как бы движутся навстречу друг другу; так как наши глаза привыкли читать слева направо, мы и изображение разглядываем так же. В квадрате же главный смысловой объект лучше располагать в центре.

Сентябрь 2019 года.

Золотое сечение

«Сила золотого сечения порождать гармонию проистекает из его уникальной способности объединять разные части в целое, сохраняя своеобразие каждого элемента.»

На протяжении многих веков, для построения гармоничных композиций художники пользуются понятием "Золотого сечения".
"Золотое сечение" - деление отрезка АС на две части таким образом, что большая его часть АВ относится к меньшей ВС так, как весь отрезок АС относится к АВ (т.е. АВ:ВС=АС:АВ).

Это отношение равно примерно 5:8.
На основе данного правила существуют различные способы построения гармоничных композиций, в том числе и в фотографии. Рассмотрим пример:

Построим сначала квадрат (выделен розовым цветом). Затем разобьем основание квадрата пополам (точка X). Будем считать точку Х центром окружности, одной из точек которой является вершина квадрата Y. Затем построим окружность до пересечения с продолжением нижней стороны квадрата (точка Z), и построим через точку Z прямоугольник. В результате мы получим прямоугольник с соотношением сторон 5:8. Отношение величин отрезка А к отрезку С, такое же как отрезка В к отрезку А. Отношение 5:8 очень близко к отношению сторон стандартного кадра (24:36 мм = 5:7,5=2:3).


Построив такой прямоугольник, проведем линию из верхнего левого угла в правый нижний, а затем линию по направлению к точке Y (из предыдущего рисунка) до пересечения с делящей на две части прямоугольник линией. Теперь только остается запомнить вид прямоугольника состоящего из трех секторов. Этот прямоугольник можно поворачивать как угодно, но если вы скомпонуете свой кадр так, чтобы три разных объекта примерно располагались в этих секторах, то композиция будет выглядеть гармоничной.

0